Любой желающий предприниматель Хабаровского края может рассчитывать на господдержку, но для этого необходимо пройти три этапа конкурсного отбора. О том, кто из предпринимателей обращается в краевой центр содействия предпринимательству, на каких условиях выдается субсидия, какие виды деятельности являются приоритетными при рассмотрении заявки, на какие суммы могут рассчитывать получатели, а также о нерастиражированных, но популярных направлениях бизнеса в интервью корр. ИА AmurMedia рассказала замдиректора центра Анна Збарацкая.
— Анна Александровна, кто из предпринимателей обращается в ваш центр?
— Обращаются, как правило, те предприниматели, которые знают о государственной поддержке, и понимают, что соответствуют требованиям программы. По итогам 2015 года, в отраслевом разрезе среди получателей субсидий лидировали компании, которые занимаются обрабатывающим производством. На втором месте – оптово-розничная торговля, операции с недвижимостью. Далее следуют услуги, медицинские, коммунальные и прочие.
— Почему за поддержкой чаще всего обращаются именно производственники?
— Потому что программы помощи позволяют им обновлять производственные фонды. Например, работает программа по компенсации части авансовых расходов по договорам лизинга. Субсидия по лизингу предполагает возмещение до 3 млн рублей. Конечно, на эту программу заявляются уже работающие предприниматели. А для начинающих частично покрыть расходы на оборудование поможет программа грантов (до 300 тысяч рублей).
— По остальным направлениям поддержки сумма компенсации значительно меньше?
— Да, сумма на одного получателя меньше, но объем самой программы значителен. Например, по лизингу в 2015 году выдали субсидий на общую сумму 16,5 млн. рублей, а по грантам начинающим предпринимателям 10 млн рублей.
— Сколько предпринимателей могут претендовать на субсидию?
— Все желающие могут участвовать в конкурсе, а финансовую поддержку получают те, кто выиграл. Обычно, желающих в два-три раза больше. К примеру, гранты начинающим предпринимателям. В прошлом году 30 человек получили субсидию, а подали документы в три раза больше человек. В географическом разрезе, конечно, активнее хабаровчане, чем предприниматели из районов края. Хотя, сотрудники Минэкономразвития раз в два месяца выезжают в районы и рассказывают, как осуществляется прием документов и прочие моменты. Кстати, для подачи документов на участие в программе личное присутствие не требуется (документы можно выслать почтой).
— Анна Александровна, а большой объем документов требуется собрать?
— Я бы не сказала, что большой. К тому же по каждой субсидии в течение года мы консультируем людей. Если человек понял, что он хочет участвовать в конкурсе, он может прийти, мы рассказываем, как собрать пакет документов. Общие документы по всем субсидиям: это заявка, копия паспорта индивидуального предпринимателя либо всех учредителей ООО, справка по объему выручки за прошедший период, анкета. По грантам нужен еще бизнес проект, по лизингу техническое обоснование.
— Вот предприниматель собрал документы, сколько ему ждать окончательного решения?
— Регламентом работы предусмотрено следующее. В течение месяца или полутора идет прием документов. В течение месяца проверяем их на комплектность. Есть еще два необязательных документа – справка об отсутствии задолженности, которая берется в налоговой инспекции и выписка из ЕГРЮ. Программа предполагает такие условия: если предприниматель принес справку и она не старше 30 дней на момент подачи, то есть непросроченная, и написано, что задолженности нет, мы не запрашиваем эту справку. Если справка просрочена, мы делаем запрос. А выписка ЕГРЮ нужна для того, чтобы посмотреть, не занимается ли предприниматель тем видом деятельности, по которому поддержка не предусмотрена. В основном, это торговля подакцизными товарами, к которым относятся торговля алкоголем, табачными изделиями, автомаслами. Также поддержка не оказывается страховщикам, финансовым учреждениям, негосударственным пенсионным фондам. Если предприниматель не может подтвердить, что он не занимается, к примеру, торговлей алкоголем и табаком, а в выписке это значится, мы не можем на слово поверить, запрашиваем дополнительные документы, например, налоговую декларацию. Правда, многие предприниматели находятся на "упрощенке", он зарегистрирован до 1 года, он еще ничего не сдавал, и подтвердить ничего не может. К сожалению, мы вынуждены отклонить заявку.
— То есть предприниматели начинают отсеиваться уже на этапе рассмотрения документов?
— В прошлом году подали заявки 100 человек, получили поддержку 30. Это те, кто прошли три этапа. Да, кто-то выбыл на первом этапе из-за того, что не смог собрать весь комплект документов. У кого-то выявилась задолженность перед налоговыми органами. Кто-то не подходит по виду деятельности. Второй этап – это очная защита бизнес проекта начинающих предпринимателей. Оценивает комиссия, в которую входят представители бизнеса, общественной организации, Минэкономразвития.
— А каковы основные критерии оценки? Кто из предпринимателей оказывается в более выгодном положении?
— Предприниматель защищает свой проект и от того, как он это сделает, зависит дальнейшее его участие в конкурсе. А комиссия смотрит, к примеру, насколько жизнеспособен бизнес план, возможность внедрения, на каком этапе бизнес уже внедрен, сколько рабочих мест предприниматель собрался открыть на предприятии, есть ли социальная направленность.
Есть в программе такое понятие, как приоритетные виды деятельности для города и края. В крае таковыми являются производство, оказание бытовых услуг, медицинские услуги, въездной туризм. Но приоритетность вида деятельности совершенно не гарантирует того, что предприниматель обязательно получит эту поддержку, то есть у него просто будет дополнительный плюс. Если, например, вид деятельности приоритетный, но проект нежизнеспособный, нет проработки конкурентной среды, человек никого не собирается трудоустраивать, претендент получает низкие баллы. Если по итогам второго этапа оценка выше 4 баллов, предприниматель проходит в следующий – оценочный. Идет оценка экспертов, но уже закрытая.
— Сколько времени проходит между подачей заявки и последним этапом, и на какие суммы может рассчитывать предприниматель?
— Между подачей заявки и получением средств проходит в среднем полтора-два месяца. По грантам максимальная сумма субсидии до 300 тысяч рублей. В прошлом году субсидию получили 30 человек. Есть общая выделяемая сумма – 10 млн рублей именно по грантам и если разделить по 300 тысяч и получается, что могут получить поддержку не более 30 предпринимателей. Но ведь не всем нужна именно это сумма, некоторые подают заявку на 70, 100, 120 тысяч.
— Предприниматель должен потратить эти деньги на что-то конкретное?
— Да, все субсидии носят целевой характер. Если мы говорим о грантах, то предприниматель может потратить деньги на арендную плату, на оборудование для ведения бизнеса, приобретение материалов для производства, приобретение животных, кормов, если сельское хозяйство и также на приобретение программного обеспечения. Свои затраты получатели обязаны подтвердить. Если разговор идет о субсидиях, и он уже участвует в конкурсе с документами, подтверждающими фактически понесенные затраты. Что касается грантов, если комиссия принимает решение, что выплачивается грант, заключается договор на финансовое обеспечение, по которому предприниматель обязан потратить средства на целевые статьи в течение 60 дней. Если этого не происходит, эти деньги у него взыскивают. Пока такого не было.
— А какие нерастиражированные, но интересные виды деятельности получили поддержку в прошлом году?
— Например, ручной пошив обуви. Девушка обратилась, получила грант и вполне успешно развивает свой бизнес. У нас есть компания, которая предоставляет услуги по грудничковому плаванию. Можно сказать, семейный бизнес. Или 3D туры по ресторанах, кафе. Еще к интересным проектам можно отнести курсы по индивидуальному пошиву одежды, очень кстати, популярные. Девушка организовала школу, где любой желающий может себе что-то сшить или научиться шить. Или вот один мужчина предложил проект по выращиванию грибов вешенок по собственной технологии – на щепках.
— А какой вид деятельности лидирует среди остальных по количеству поданных заявок?
— В 2014 году был очень большой поток желающих организовать мини-садики, также популярностью пользовались консалтинговые услуги. В 2015 году какого-то предпочтени в определенном виде деятельности не было.
— Анна Александровна, а возмещение части расходов, в цифрах сколько процентов возмещает государство?
— Если мы говорим о такой мере поддержки, как грант, то 15% в этой сумме – это средства самого предпринимателя. То есть он тратит 345 тысяч рублей, получает 300 тысяч рублей. По лизингу идет возмещение до 70 процентов, но не более 3 млн рублей. Расходы на организацию ярмарок, выставок возмещаются на 70% и не более 70 тысяч рублей – это субсидия. Технологическое подключение к электросетям возмещается на 50 %, субсидия не более 2 млн рублей..
— Среди начинающих предпринимателей в основном молодые люди?
— Да, 50 % – это молодежь, но среди получателей есть и многодетные семьи, безработные, направленные центром занятости, одинокие мамы. Возраст не имеет значение, главное условие – на момент подачи заявки бизнесу не должно быть больше года.
— Могут ли предприниматели повторно обратиться за субсидией и через какой промежуток времени?
— Если мы говорим о грантах, то предприниматели обращаются в статусе одного СМСП единожды, из самого условия это ясно. В других программах – по-разному. Надо разбираться конкретно.
— В этом году планируется наплыв желающих?
— С 2014 года у нас ни разу не было недостатка в желающих ни по одному виду субсидии. Эта тенденция должна сохраниться и в этом году.
Источник: Хабаровск, 1 апреля, AmurMedia.