Фонд развития Комсомольска-на-Амуре Герб Комсомольска-на-Амуре

ФОНД РАЗВИТИЯ
КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

Система закупок в Хабаровском крае как инструмент развития МСП

 «Система закупок в Хабаровском крае как инструмент развития МСП».

 
            Открывая Совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края, губернатор Вячеслав Шпорт не скрывал, что тематика его будет антикризисной. Хотя, казалось бы, не все так плохо в нашем малом и среднем бизнесе. Темпы количественного роста, пусть небольшие - 0,2 процента, но есть. Даже налоговые поступления в 2015 году выросли на 2,5 процента. «Тем не менее, - сказал губернатор, - мы видим, что темпы роста в этом сегменте у нас снизились, несмотря на то, что правительство края поддержку на фоне кризиса только расширило. Чтобы в дальнейшем показатели не опускать, нужно проанализировать - какие еще ниши для развития МСП мы можем предоставить в частности в системе госзакупок».
http://static.baza.farpost.ru/v/1398158588458_bulletin
          Собственно, тема совета так и была обозначена: «Система закупок в Хабаровском крае как инструмент развития МСП».
 И это - даже не инструмент, а инструментище, если проанализировать его объемы. В 2015 году, по словам Вячеслава Шпорта, только краевых закупок было сделано на 3,4 миллиарда рублей (для сравнения годом ранее объем составил 2,9 миллиарда). Конечно, далеко не все заказы взял на себя именно малый и средний бизнес. Но 15-20 процентов - это его реальная доля в государственном и муниципальном заказе. А прирост доли, считает губернатор, и есть реальный инструмент для развития.
         Но, увы, оказывается, пока сами предприниматели не особо рвутся участвовать в борьбе за госзаказы. Для примера, в прошлом году на краевых конкурсах в среднем заявлялось 2,9 участника, а на муниципальных вообще - 1,6 (полтора предпринимателя). Хотя общий потенциал этого рынка, если сложить федеральные, краевые и муниципальные заказы, составляет порядка 250 миллиардов рублей.
         По оценке Ивана Загорского, председателя комитета Совета по развитию закупок для госнужд, виной тому три основные причины. Первая: у предпринимателей не хватает знаний и информации об этом рынке. Вторая: нет денег, чтобы на нем работать. Третья: всякое желание в него входить отбивают многочисленные нарушения со стороны заказчиков, в основном муниципальных.
Самое же печальное, что нехватку знаний и информации сами предприниматели ликвидировать особо не желают.
- Мы проводим семинар по проблематике госзакупок и собираем порой по 2-3 человека, - пожаловался Загорский. - Вся информация о проводимых конкурсах есть в Интернете. Но и им предприниматели не пользуются.
Что делать?
       Иван Загорский предложил на совете органам местной власти освещать свои торги еще и в местных газетах, на радио и ТВ. А на уровне края создать единый информационный стандарт по госзакупкам. Для преодоления же общетеоретической безграмотности - организовать Центр индивидуальной помощи в закупках. Пришел туда предприниматель, ему лично все по полочкам законодательства разложили, и образцы документов предоставили. Такой пилотный проект на совете предложили организовать в Хабаровском районе.
       Правда, на это тут же «обиделся» глава Ванинского района Николай Ожаровский: почему не у нас? Из Некрасовки и Ильинки за консультацией и в Хабаровск можно съездить, а вот из отдаленных районов края не налетаешься.
Верхи не платят, низы не хотят

       Что касается второй проблемы неучастия МСП в закупках - нехватки денег, то, с одной стороны, она не является фатальной, так как есть масса финансовых решений, типа банковских гарантий. Но вот их эффективность в современной экономике МСП сомнительна. Например, для обеспечения трехмесячного контракта на 1 миллион рублей предпринимателю нужно 30 процентов этой суммы заложить в обеспечение - 300 тысяч. А стоимость этих заемных денег будет порядка 150 тысяч. Не очень выгодными получаются контракт и экономика в целом.
       На совете один из предпринимателей по этому поводу привел пример из своего бизнеса. В прошлом году он выиграл пять котировок госконтрактов на поставку автомасел и шин. По ним средняя маржа составляет 10 процентов. Под нее кредитоваться вообще не реально. Кроме того, ни один заказчик в результате не заключил с предпринимателем контракта. Ни один не заплатил в срок.
Коллеги его дружно поддержали.
       - Мы выигрывали конкурсы не только в Хабаровском крае, но и на Сахалине, в Приморье, Воронежской области. Везде сроки оплаты контрактов - 60-90 дней после их выполнения. Получается, государственные и муниципальные власти не помогают, а элементарно кредитуются за счет малого бизнеса. Нередко бывает, что платят только по решению суда и исполнительному листу.
       На бурных нотах этого «крика души» на совете родилось еще одно интересное предложение, не запланированное в предварительном протоколе: создать в Хабаровском крае реестр недобросовестных заказчиков. Это ведь логично, рассуждают предприниматели, - если к нам предъявляют требования добросовестности, то и с другой стороны должна быть ответственность проявлена. А если ее нет, пусть об этом знают потенциальные участники следующих конкурсов. Которых будет уже, видимо, не полтора, а - половина предпринимателя.
С другой стороны, Иван Загорский предложил на совете решить проблему обеспечения предпринимателей, участвующих в торгах за контракты, за счет Фонда поддержки МСП Хабаровского края, чтобы его программа помогла снизить стоимость займа или гарантии на конкурс, к примеру, до 3,5 процента. Предложение хорошее, но, видимо, трудно реализуемое при современной капитализации этого фонда.
            Наконец, третья проблема закупок - нарушения заказчиков. В основном они происходят на муниципальном уровне (за два года выявлено более сотни). Чаще всего предприниматели жалуются на то, что по факту выполнения заказа им в срок не платят, что конкурсы проводят вообще без торгов, много случаев необоснованного допуска или отклонения от торгов.
Что тут можно поделать? Только, «по-ленински»: учиться, учиться и учиться на своих ошибках и проверках УФАС.
На совете откровенно говорили о том, что уровень квалификации и информированности специалистов, занимающихся на муниципальном уровне закупками, оставляет желать лучшего. Но только ли в этом причина? Видимо, есть еще и чисто экономическая.
Например, жалоба предпринимателей, что получается такая низкая маржа по госзакупкам, вообще не принимается в расчет.
       - Это же бюджетные средства, - даже удивился претензии губернатор Вячеслав Шпорт. - Система закупок была создана, чтобы оптимизировать расходы и за те же деньги получать большую отдачу для бюджета.
Про затягивания с оплатой государственных и особенно муниципальных заказов он ничего не сказал. Но и так понятно, что виной тому отнюдь не низкая квалификация специалистов, а элементарный бюджетный дефицит.
       - Непонятно другое, - говорит Ксения Климова, генеральный директор ООО «Тендер Эксперт», - зачем организаторы конкурсов в Хабаровском крае требуют от его участников максимальное 30-процентное обеспечение от стоимости контракта. Они ведь поставки не авансируют. Платят за них после того, как получили товар или услугу, оценили качество и приняли его.
       Кроме того Климова назвала еще с десяток претензий к заказчикам из практики этого рынка: они не любят электронные торги и тщательно избегают конкурсы, для чего дробят один заказ на десяток мелких. Они предпочитают бумажные технологии. Закладывают в свои конкурсы много закрытых процедур и неизменяемых критериев в оценке заявок. По ее словам, почти у всех муниципальных заказчиков Хабаровска установлен четырехдневный срок на прием конкурсных заявок. Спрашивают большое количество «ненужных» документов, порой дублирующих информацию, размещенную в открытых источниках. Требуют нотариального заверения документов. А на электронных площадках берется оплата просто за возможность ознакомиться с документацией - порядка 11 000 рублей, а для подачи заявки тариф уже - от 23 000 рублей. Большинство потенциальных участников не готово нести такие затраты только для того, чтобы иметь возможность принять участие в закупке…
       Список претензий профессиональных участников рынка можно еще продолжить. Но и так понятно, на чем он основан. Заказчики, в первую очередь муниципальные, особенно в отдаленных районах и так прекрасно знают, кто выполнит их заказ, а значит, и должен выиграть. Для них все эти конкурсы - лишняя обуза, а конкуренция - термин из энциклопедии. Полтора предпринимателя на один конкурс - тому простое подтверждение.
Может ли ситуация быть иной? Стоит проверить, считает Ксения Климова. И предлагает стандартизировать положение о закупках на всей территории края, сведя условия конкурсов к пяти основным, но простым и открытым вариантам. Стандартизировать всю закупочную документацию. Максимально использовать в конкурсах электронные площадки.
Такие правила игры, между прочим, уже приняты в регионах РФ, например, в Москве.
       - Есть в практике краевых закупок еще один печальный нюанс, - считает Андрей Сухоруков, новый глава Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей. - В конкурсе побеждает тот, кто предложил цену ниже себестоимости работ и услуг. А потом - уже в процессе реализации заказа начинается занижение его объемов и качества. Кто у нас в крае этот процесс выполнения госзаказов реально будет контролировать?
       - С 1 января 2017 года такие полномочия переходят к министерству финансов Хабаровского края, - ответил глава ведомства Александр Кацуба. - Мы к этому готовимся.
       - У нас совершенно нет госзаказа в социальном предпринимательстве, - заявила на совете Нина Поличка, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления.
Есть частные детские сады и поликлиники. Но госзаказ в том виде, который сейчас есть, получают учреждения государственные и муниципальные. С одной стороны, логично - они всю жизнь этим занимались. Про конкуренцию на рынке подобных услуг не подозревают. Трудно даже как-то себе представить, что вдруг средняя школа номер «икс» проиграет конкурс частному лицею, потеряет госзаказ и впадет в ничтожество. Однако это крайний случай и действительно не реальный. Просто частный бизнес, по мнению Нины Поличка, может и должен делить госзаказ наравне с госконкурентами.
       - Министерства образования, здравоохранения социальной защиты должны, - считает она, - ставить перед собой задачи по развитию рынка в своих отраслях. Не раздавать гранты, которые не могут в принципе изменить ситуацию, а широко работать с негосударственными поставщиками социальных услуг.
        На совете Нина Петровна привела, может быть, не совсем корректный, но весьма красноречивый пример: создание одного места в частном дошкольном учреждении обходится в 42 тысячи рублей, а в муниципальном детском саду (при его строительстве) - 1 миллион 400 тысяч.
Понятно, конечно, что разница в том, что частник не строит, а лишь арендует и организует помещение. Но чем плох такой вариант. Губернатору, судя по всему, разница в цифрах понравилась.
       - Согласен, - сказал Вячеслав Шпорт, - нам необходимо развивать социальное предпринимательство в этих сферах. Давайте запускать такой проект на уровне наших министерств.

Источник : газета "Тихоокеанская звезда " 30.03.2016г.Рубрика "новости"

Администрация г. Комсомольска-на-Амуре,
Отдел по развитию предпринимательства
и инвестиций департамента экономического развития

+ 7 4217 52-28-93

e-mail: mb@kmscity.ru