Фонд развития Комсомольска-на-Амуре Герб Комсомольска-на-Амуре

ФОНД РАЗВИТИЯ
КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

«Применение ККТ при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взимании неустоек (штрафов, пени) с потребителя за нарушение условий договора, а также при безналичных расчетах межд

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, согласно п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Таким образом, контрольно-кассовая техника применяется не позднее дня идентификации организацией денежных средств, поступивших на ее расчетный счет, в качестве оплаты услуги.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019.

Таким образом, в случае осуществления расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, контрольно-кассовая техника применяется с 01.07.2019 года вне зависимости от способа осуществления расчета.

Согласно п. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом).

Пунктом 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ определен обязательный перечень реквизитов, содержащихся на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), в том числе дата, время и место (адрес) осуществления расчета, форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке, должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту), абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен.

При этом на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), формируемом пользователем контрольно-кассовой техники, указываются обязательные реквизиты непосредственно самого пользователя.

Положениями ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.

Согласно п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено законом.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется лицом, которое оказывает услуги (реализует товар, выполняет работы), это же лицо формирует и передает (направляет) кассовый чек (бланк строгой отчетности) покупателю (клиенту).

Таким образом, при осуществлении расчетов, связанных с взиманием неустоек (штрафов, пени) с потребителя за нарушение условий договора о предоставлении коммунальных услуг, применение контрольно-кассовой техники не требуется в связи с тем, что они не образуют природы термина «расчеты» в понимании Федерального закона № 54-ФЗ.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

При этом следует учитывать, что указанная норма не является обязательным требованием, а предоставляет пользователю контрольно-кассовой техники возможность неприменения контрольно-кассовой техники при указанных расчетах.

Таким образом, применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями не является нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, соответственно, не влечет административную ответственность.

В соответствии со ст. 16. Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

В случае возникновения вопросов по порядку регистрации, применения ККТ нового образца налогоплательщики могут обратиться в любой налоговый орган.

Во всех территориальных налоговых органах Хабаровского края организованы «открытые классы», в рамках которых освещаются вопросы регистрации контрольно-кассовой техники в личном кабинете, преимущества применения контрольно-кассовой техники нового поколения, существующие цены на контрольно-кассовую технику и фискальные накопители,  обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются пользователи.

Также на сайте www.nalog.ru  Хабаровского края имеется список ответственных лиц с указанием контактных телефонов для связи, от Управления -Манаева Светлана Валентиновна, тел. 97-23-76.

Получить более подробную информацию  можно на сайте  ФНС России www.nalog.ru в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».

Инспекция ФНС по г.Комсомольску-на-Амуре

Администрация г. Комсомольска-на-Амуре,
Отдел по развитию предпринимательства
и инвестиций департамента экономического развития

+ 7 4217 52-28-93

e-mail: mb@kmscity.ru