Глеб Архангельский
Зачем вам бизнес?
«Заработать денег» - возможный, но не всегда верный ответ.
Сходите на сайты вакансий и проверьте – сколько вы могли бы зарабатывать как наемный работник, с учетом вашего опыта и компетенций? Эта сумма больше или меньше, чем та прибыль, которую вы сейчас получаете от своего бизнеса?
Нередко случается, что предприниматель не зарабатывает себе даже приличную «наемную» зарплату. Но работает больше наемного топ-менеджера, и несет больше рисков.
Мы читаем книги, проходим тренинги о том, как сделать бизнес более эффективным. Настроить продажи, управление людьми, управление деньгами…
Но одновременно с тем, как настраивать различные аспекты бизнеса, стоит понять - а зачем мы вообще делаем этот бизнес?
Нередко свой бизнес создается от того, что надо как-то кормиться, надо как-то выживать. В этот момент редко кто задумывается о бизнесе как о долгосрочной жизненной стратегии.
Надеюсь, что вы уже прошли этот момент первоначального выживания. И теперь время подумать – какова ваша жизненная стратегия бизнесмена?
Обычно выделяют 3 жизненные стратегии предпринимателя.
Первая стратегия – «бизнес как стиль жизни», по-английски “life-style entrepreneurship”.
Что это такое? Когда ты хочешь этим заниматься всегда, даже если «цифры не сходятся». «Я хочу продолжать этим заниматься, невзирая на экономику».
Даже если продав этот бизнес и вложив деньги в коммерческую недвижимость или на депозит, вы будете зарабатывать столько же, тратя меньше усилий. Даже если уйдя на наемную работу в корпорацию, вы будете зарабатывать больше, чем в своем бизнесе. Вы осознаете эти факты, но все равно хотите заниматься именно этим бизнесом, предположительно – всю оставшуюся жизнь.
Стоимость бизнеса в этой стратегии – главный измеримый показатель того наследия, которое вы создали, передали своим преемникам.
Вторая стратегия – «стратегия роста», или «серийное предпринимательство».
Характерные российские примеры - Олег Тиньков, Сергей Выходцев. Сделал пельмени – продал бизнес. На эти деньги сделал пивной бизнес – продал. На эти деньги сделал банк – продал. И каждый следующий бизнес является и финансовой, и эмоциональной ступенькой к следующему бизнесу. С этими знаниями и финансовым капиталом, полученными в прошлом бизнесе, делаешь следующий бизнес.
В этой стратегии чем выше цена, за которую вы продали предыдущий бизнес, тем более интересные и масштабные возможности у вас открываются для создания следующего бизнеса.
Третья стратегия – «стратегия выхода».
Эта стратегия предполагает, что вы планируете точку выхода из текущего бизнеса, но после него это не новый бизнес, а что-то другое: отдых, пенсия, общественная деятельность, политическая, научная, что угодно.
В этой стратегии цена, за которую вы продали бизнес, напрямую определяет ваши дальнейшие возможности.
Практическое задание. Подумайте и определитесь какая из трех стратегий ближе именно вам?
Важно: совершенно не факт, что ответ на этот вопрос придет сразу. Над вашей «жизненной стратегией в отношении собственного бизнеса» стоит задумываться регулярно. Лучше делать это в хорошей компании.
20-21 октября в Москве пройдет семинар «Эффективный бизнесмен». В обществе владельцев бизнеса и топ-менеджеров вы получите набор практичных прикладных техник планирования жизненной стратегии предпринимателя; повышения стоимости бизнеса; повышения управляемости компании. Получите программу и узнайте специальные ценовые условия здесь: http://tminvest.ru/event/?type=6 Промо-код «Фейсбук» действует до 15 октября включительно!
Администрация г. Комсомольска-на-Амуре,
Отдел по развитию предпринимательства
и инвестиций департамента экономического развития
+ 7 4217 52-28-93
e-mail: mb@kmscity.ru